Страница 1 из 1

АУДИОКАССЕТЕ - 50 ЛЕТ!

Добавлено: 07 авг 2013 13:38
Роман Планский
Друзья! Коллекционеры! И просто любители кассетного формата!
Именно в эти дни, ровно 50 лет назад, произошло событие, которое полностью изменило каноны тогдашней звукозаписывающей индустрии, и не побоюсь этого слова, определило ее развитие на долгие десятилетия!
С праздником нас!


КАК ЭТО БЫЛО.

1 августа далекого 1963 года на международной выставке бытовой электроники IFA в Берлине компания Philips представила образец первой в истории компакт-кассеты. Та была в четверть размера существовавшего тогда ленточного картриджа и давала возможность записывать и воспроизводить аудиосигнал с помощью портативного устройства. Вести запись можно было на две стороны с временем звучания в 30 или 45 минут на сторону. За основу были взяты следующие стандарты: скорость движения ленты 4.76 см/сек, ширина ленты 3.81 мм. Язычки-предохранители от случайного стирания фонограммы у первой аудиокассеты отсутствовали. В качестве воспроизводящего устройства предлагался кассетный магнитофон Philips EL 3300.

Надо сказать, что на тот момент в мире существовало лишь три образца лент, которые можно было использовать в компакт-кассете – это были американские ленты 3M (с самым низким уровнем шума) и KODAK P 300, а также лента BASF PES-18. Наиболее сбалансированным по всем параметрам Philips признал немецкий образец, и таким образом, чести сделать самую первую ленту для компакт-кассеты удостоился именно BASF.

Изображение Изображение

Несмотря на то, что новинка от Philips позволяла записывать сигнал в стереоформате, для записи музыки она была практически непригодна, скорее для использования в диктофонах. К тому же ее корпус был весьма несовершенным. Но работа велась, технологии быстро улучшались: качество воспроизведения стереозвука в компактном формате росло, шум лент уменьшался. Следующие годы принесут новые вехи в развитии кассеты.

Такое событие, как появление абсолютно нового стандарта, вызвало весьма большое волнение в индустрии, особенно в высокотехнологичной Японии. Буквально через месяц, в сентябре 1963-го, Фридрих Лахнер, представитель амбициозной немецкой компании Grundig предложил японцам из SONY совместно разработать новый формат, способный составить успешную конкуренцию голландскому продукту. В качестве такового немцы предлагали формат DC, который стал бы международным. Но почти одновременно японцы получили весьма заманчивое предложение от дальневосточного отделения Philips Electronics. Там предложили SONY стать партнером для дальнейшей разработки уже существующей компакт-кассеты. Тщательно взвесив перспективы немецкого и голландского стандартов, японцы выбрали компакт-кассету от Philips - из-за ее меньшего размера.

1965
DC International.

В Grundig сдаваться не собирались и начали готовить против компакт-кассеты настоящую войну. Спустя 2 года, в 1965-м, в Берлине был представлен совместный с компаниями Telefunken и Blaupunkt продукт - аудиокассета стандарта DC International. Как и продукт от Philips, та имела время звучания по 30 или 45 минут каждой стороны, но чуть большие размеры (12х7,5 см) и чуть большую скорость движения ленты (5.08 см/сек). В качестве воспроизводящего устройства предлагался рекордер Grundig C100L.

Изображение Изображение

В качестве экономического козыря было решено не требовать никаких лицензионных платежей за производство кассеты другими концернами, в то время как Philips хотя тоже не устанавливал копирайт на свой формат, но ввел общий лицензионный сбор за оборудование для производства своих кассет.

КОМПАКТ-КАССЕТА: ВОСХОЖДЕНИЕ.

Но вернемся в год 1963-й. Начавшееся было партнерство Philips и SONY вскоре было несколько омрачено. Как первоначально предполагали голландцы, они будут получать плату в 25 йен за каждую проданную в Японии кассету. Но в SONY посчитали это чрезмерным и отказались подписывать договор. Несколько дней спустя переговорщики Philips решили проявить гибкость и попросили всего 6 иен за единицу. Но японцы напомнили про новинку от Grundig - дескать, перспективы голландского продукта могут стать весьма призрачными. Поэтому они посоветовали партнеру вообще отказаться от такого излишества, как роялти. И голландцы были вынуждены согласиться.

Твердость самураев и глобальная уступка голландцев обернулись триумфом. Создание бесплатной для производителей во всем мире технологии приведет к тому, что всего через несколько лет компакт-кассетой будет пользоваться весь мир. Уже с 1965 года на каждой производимой в мире кассете будет стоять классический логотип «компакт-кассета». А компании Grundig ничего не останется, как признать свое поражение. Вскоре она вообще откажется от производства аудиокассет, сосредоточившись на выпуске аудио-видеотехники.

Изображение


1965-80. ПРАВЛЕНИЕ.

В 1966-67 годах на рынке аудиокассет появляются серьезные игроки, которым будет суждено стать грандами мировой компакт-индустрии - Agfa, Maxell-Hitachi и другие.

А уже в 68-м происходят несколько событий, которые определят дальнейшую судьбу аудиокассеты. Во-первых, на рынке появится первая кассета класса Hi-Fi – модель Super Dynamic (SD) от компании TDK.

Изображение

Во-вторых, кроме существующих хронометражей 60 и 90 минут начнут производиться кассеты в 120 минут. При выборе длительности лент разработчики ориентировались на стандартную продолжительность музыкальных альбомов тех лет (в среднем 40 минут).
Ну, а третье событие 1968 года, станет, пожалуй, самым главным. На рынке аудиокассет появится монстр - концерн BASF, ранее производивший, кроме магнитной ленты, в основном, полимеры и красители.

Dolby B и Chromdioxid

1970 год будет полностью «американским». Разработанная несколько лет назад Реем Долби профессиональная система шумоподавления Dolby A получит бытовую версию - Dolby B. Соотношение "сигнал-шум " для магнитной ленты снизится на 9-10 дБ.

В том же 1970 году американская компания Дюпон создает такое химическое соединение, как диоксид хрома.

Мгновенно оценив ситуацию, немцы из BASF покупают соответствующую лицензию и уже к следующему, 1971 году, разрабатывают принципиально новую ленту (CrO2, тип ленты II). В отличие от своего «железного» собрата та имеет высокий ток подмагничивания и выдает более широкий частотный диапазон. Качество этой ленты впоследствии будет доведено до высочайшего. Но самый первый «хромдиоксид» от BASF относительно качественно можно записать даже сегодня, по прошествии более 40 лет! Качественно - само собой, по понятиям того времени.

Изображение

Понимая, что чуть опоздал, будущий транснациональный гигант Sony не сидит сложа руки. Он немедленно покупает у американцев из Дюпон такую же лицензию, что и BASF, а также получает у них исключительное право на производство и распространение хромдиоксидных лент на всей территории Японии.

Сама же компания Дюпон, основанная в США аж в 1802 году, сегодня является одной из крупнейших в мире научных и индустриальных корпораций. Когда-то невольно поучаствовавшая в доведении оксида хрома до его величайшей стадии развития, сегодня эта компания - мировой лидер по производству диоксида титана.

Оксид хрома
Изображение

1971

И снова американцы. Как пишет сайт inthouse.ru, появление на рынке в 1971 году кассетной деки класса "hi-fi" Advent 201 практически похоронило некогда популярную 8-ми дорожечную технологию магнитной записи. Дека была оборудована Dolby B, практически неубиваемой лентопротяжкой, а также селектором переключения на хромовую ленту. Продажи детища известного американского аудиоинженера и предпринимателя Генри Клосса были многотысячными.

Изображение


1972

В 1972 году на рынке появляется первая кассета продолжительностью 180 минут. Но для того, чтобы рулон помещался в кассету, пленку приходилось делать очень тонкой. Такие ленты были весьма ненадежными и в конце концов, их выпуск был прекращен. Поэтому все кассеты С180 сегодня очень ценятся коллекционерами и на аукционах они стоят весьма дорого.

В том же 72-м компания SONY наносит европейским конкурентам солидный хук. Она разрабатывает очередной тип ленты. Покрытие ленты впервые становится двойным: хромовый слой лежит поверх гамма-оксида железа. Магнитная пленка теперь двухцветная – снизу коричневая, сверху - черная с синим отливом. Продукт получает наименование Sony Ferrichrome (FeCr, тип ленты III). Стоит заметить, что ленты FeCr выпускались не всеми мировыми флагманами, в то время как остальными их производство продолжалось сравнительно недолго, лишь до 1984 года. Причина – нецелесообразность. При высокой себестоимости ленты типа III ее качество было аналогичным типу II.

Первый феррохром
Изображение


Elcassette. Очередной неудачник.

Несмотря на то, что рынке кассетных технологий чуть ли не каждый год появлялось что-то принципиально новое, уже было очевидным, что по качеству звучания аудиокассета вряд ли догонит существующий катушечный формат, к тому времени уже много лет имевший культовый статус.
Поэтому в 1976 году инженеры все той же Sony предложили альтернативный вариант – что-то среднее между кассетой и катушкой. По их мнению, выглядеть это должно было, как кассета (потому как тренд), но с лентой, как катушечная.
Новый продукт получил название элкассета и имел размеры 15×10 см. Элкассета была похожа на своего видеособрата и имела тот же принцип действия - при воспроизведении лента вытягивалась из корпуса. Новый продукт комплектовались только лентами типа Normal или FeCr. Частотный диапазон был заявлен в пределах от 15 до 27 000 Гц.
К сожалению (а может, к счастью?) элкассета появилась в то время, когда развитие обычной кассеты уже выходило на свой пик. Фигурально выражаясь, младенец попал под несущийся поезд. Говоря проще, в условиях быстро растущих возможностей компакт-кассеты новинка оказалась никому не нужна. Поэтому к 1979 году Sony приняла решение свернуть неудачное начинание, продолжив развитие обычной компакт-кассеты и тем временем, готовя к запуску новый суперпроект, которому впоследствии также будет суждено войти в историю — компакт-диск.
В общем, про элкассету и так все всё знают и ничего нового тут не добавить.

Изображение


EPITAXIAL, AVILYN & BERIDOX

К 1977 году химики компании Maxell разрабатывают первую ленту с эпитаксиальным покрытием (аналог хромдиоксида). Эпитаксиальное покрытие представляет собой измененные ионы кобальта во внешней кристаллической структуре. Причина была чисто экономической - нежелание больше покупать лицензию на хромовое покрытие у Sony, которая, как уже говорилось, владела эксклюзивными правами на производство этого типа ленты на территории Японии. Аналогичным образом уже поступили компании TDK (она разработала собственный аналог хромдиоксидного покрытия под названием AVILYN), а также FUJI, в свою очередь, разработавшая покрытие BERIDOX.
Что же касается лент FeCr, всеми «японскими» правами на которые владела та же SONY, все три вышеупомянутые компании попросту не заинтересуются их производством.

Между тем, качество лент к 1977 году достигает, казалось бы, своего пика. Но пока это еще не так. Что же касается внешнего вида аудиокассет, то он уже перестал быть чисто технологическим и такой продукт, как кассета, без преувеличения, становится дизайнерским искусством.


1978-79. Scotch Metafine.

Расцвет эпохи Аудио 70-х, несомненно, отражался и на аудиокассетах. Технологии их производства несутся вперед уже с космической скоростью.
Американцы из компании 3М (Scotch) разрабатывают ленту с напылением металлического порошка путем испарения металла в вакууме (Тип IV). Полоса воспроизводимых частот становится еще шире. И хотя массовое производство лент типа «металл» оказывается трудным и дорогим, новый продукт получает широкое распространение.

Первый металл.
Изображение

Тем временем, Международная электротехническая комиссия (IEC) официально регистрирует классификации типов лент I,II,III и IV. На некоторых кассетах фирмы BASF тип ленты теперь указывается вместе с аббревиатурой названия организации. Введенные стандарты становятся также частью DIN (Deutsche Industrie Normen).

Изображение

Первый Walkman.

И снова компания SONY. 1 июля 1979 года она устраивает настоящий переворот в кассетной индустрии: в этот день на рынке начались массовые продажи первого кассетного стереоплейера класса Walkman. Все «карманные» модели, известные до этого момента, являлись, скорее, диктофонами и высоким качеством воспроизведения не отличались. Модель Walkman TPS-L2 являлась портативным стереоустройством и имела размер чуть больше самой кассеты, что по тем временам было весьма инновационным решением. Она имела выход на две пары наушников, а также встроенный микрофон, который позволял обоим слушателям общаться друг с другом во время прослушивания. И хотя игрушка была недешевой – 33 тысячи японских иен, ее продажи исчислялись десятками тысяч. Впоследствии Walkman переживет десятки инкарнаций, станет частью музыкальной культуры и принесет Сони миллиардный профит.

Изображение

Кроме того, в 1979 году происходит официальная регистрация стандартов технологических отверстий в кассетах для автоматического определения типов ленты.

Изображение

Re: АУДИОКАССЕТЕ - 50 ЛЕТ!

Добавлено: 07 авг 2013 13:52
demi
Первый Walkman с микрофоном и парой наушников порадовал.

Re: АУДИОКАССЕТЕ - 50 ЛЕТ!

Добавлено: 07 авг 2013 13:59
dm_berd
В честь праздника распечатаю и запишу метальную кассету :-)

Re: АУДИОКАССЕТЕ - 50 ЛЕТ!

Добавлено: 07 авг 2013 14:31
abv9999
УРА !!!

Изображение

Re: АУДИОКАССЕТЕ - 50 ЛЕТ!

Добавлено: 07 авг 2013 15:01
vlvlvl
Спасибо!Отличная статья!Ждем продолжения!

Как сказал мой отец .. - порадовал старика!

Мое предложение в силе - если нужно фото кассет с удовольствием предоставлю!

Re: АУДИОКАССЕТЕ - 50 ЛЕТ!

Добавлено: 07 авг 2013 15:40
Рабинович
:::)))
Ну просто зачитываешься! :close: :close: :close:
/()/

Re: АУДИОКАССЕТЕ - 50 ЛЕТ!

Добавлено: 07 авг 2013 15:53
figma
Желаю здоровья, благоденствия и долгих лет жизни ! :-)

Роман Планский

Спасибо за статью.

Re: АУДИОКАССЕТЕ - 50 ЛЕТ!

Добавлено: 07 авг 2013 16:40
ratter
Роман, спасибо большое за тему и за твое участие в темах форума. :-)

Re: АУДИОКАССЕТЕ - 50 ЛЕТ!

Добавлено: 07 авг 2013 16:59
Роман Планский
Да это вам спасибо, парни. Не будь всех вас, кому бы все это сегодня было нужно...

Изображение

Re: АУДИОКАССЕТЕ - 50 ЛЕТ!

Добавлено: 07 авг 2013 17:03
Богдан
Спасибо Роман...

Очень интересная статья....

Re: АУДИОКАССЕТЕ - 50 ЛЕТ!

Добавлено: 07 авг 2013 18:27
vakhlak
Роман , спасибо огромное !!:!!

Три раза уже прочитал от и до :-)

Re: АУДИОКАССЕТЕ - 50 ЛЕТ!

Добавлено: 07 авг 2013 18:35
Роман Планский
нема за шо !!:!!

Re: АУДИОКАССЕТЕ - 50 ЛЕТ!

Добавлено: 07 авг 2013 19:46
187
спасибо за рассказ.
а дальше будет?

Re: АУДИОКАССЕТЕ - 50 ЛЕТ!

Добавлено: 07 авг 2013 19:54
vakhlak
187 писал(а):а дальше будет?
Присоединяюсь %:%__ Уж больно охота дальше почитать :-)

Re: АУДИОКАССЕТЕ - 50 ЛЕТ!

Добавлено: 07 авг 2013 19:56
рамекс
Отличная статья :-) Урааа 50 лет кассете !!!
Подскажите пожалуйста , а вот такая кассета в истории занимает место ?
Изображение

Re: АУДИОКАССЕТЕ - 50 ЛЕТ!

Добавлено: 07 авг 2013 20:19
rawavlad
рамекс писал(а):Подскажите пожалуйста , а вот такая кассета в истории занимает место ?
Занимает! Это ПЕРВАЯ кассета II типа.

Re: АУДИОКАССЕТЕ - 50 ЛЕТ!

Добавлено: 07 авг 2013 20:53
Роман Планский
рамекс писал(а):а вот такая кассета в истории занимает место ?
Конечно. 1970 год. Этот хром выпустил тот самый Дюпон, еще раньше Басфа. Не предполагая, чем дело кончится.
187 писал(а):спасибо за рассказ. а дальше будет?
vakhlak писал(а):Уж больно охота дальше почитать
Ну, в принципе, основные вехи-то обозначены. Что у нас там было с кассетами в 80-е? Разве что дикий рост качества лент, сумасшедшие по красоте дизайны... Еще можно написать про 9-рублевые поставки на советский рынок, которых могло вообще не быть, если б не известная случайность. А потом в принципе всё, на западе уже CD начал развиваться, а кассетные продажи стали падать.
В общем, подумаю.

Re: АУДИОКАССЕТЕ - 50 ЛЕТ!

Добавлено: 08 авг 2013 08:10
pc445
:popcorn:
присоединяюсь, отличная тема!

Re: АУДИОКАССЕТЕ - 50 ЛЕТ!

Добавлено: 08 авг 2013 14:08
Рабинович
pc445 писал(а):отличная тема!
Я тоже жду продолжения :-)

Re: АУДИОКАССЕТЕ - 50 ЛЕТ!

Добавлено: 08 авг 2013 16:17
Sulphur
Вот только кассеты из магазинов исчезли (по крайней мере, у нас в городе) и, наверно, доступны только через Интернет. Я говорю о чистых хороших кассетах, а не о ''лицензионке'', которая, бывает, записана неважно (когда-то давным-давно попался Мурат Насыров с первым альбомом - звук глухой, даже подстройка наклона головки не помогала. Была даже, по-моему, голографическая наклейка), на неизвестную ленту и даже с разным наклоном головки. Конечно, и хорошие тоже встречались.

Re: АУДИОКАССЕТЕ - 50 ЛЕТ!

Добавлено: 08 авг 2013 16:31
wgor
Sulphur писал(а): кассеты из магазинов исчезли
Иногда попадаются в ларьках кассеты VS, вроде, Калининград. Гнусность полная. :-(

Re: АУДИОКАССЕТЕ - 50 ЛЕТ!

Добавлено: 08 авг 2013 16:44
Sulphur
Когда-то, вроде, видел, но не пользовался.

Re: АУДИОКАССЕТЕ - 50 ЛЕТ!

Добавлено: 08 авг 2013 17:18
JLes
В нашем лабазе "Сатурн" новодельные Макселлы UD первого типа попадаются, по 5 евро за 5 штук. А к исчезновению из лабазов хрома TDK SA90 (тоже новодельного, само собой) я лично руку приложил, в ограниченных количествах. :-)

Re: АУДИОКАССЕТЕ - 50 ЛЕТ!

Добавлено: 09 авг 2013 06:52
o-leg
Спасибо ! Очень интересно и познавательно..

Re: АУДИОКАССЕТЕ - 50 ЛЕТ!

Добавлено: 09 авг 2013 10:15
Александр Гуров
Спасибо!

Re: АУДИОКАССЕТЕ - 50 ЛЕТ!

Добавлено: 09 авг 2013 13:07
ZVK
Роман, отличная статья! Вы - МОЛОДЕЦ!!!

Re: АУДИОКАССЕТЕ - 50 ЛЕТ!

Добавлено: 12 авг 2013 03:12
nuda-zanuda
Спасибо, хороший обзор!

Re: АУДИОКАССЕТЕ - 50 ЛЕТ!

Добавлено: 17 авг 2013 09:53
Роман Планский
poweroneday писал(а):выражение "напыление металлического порошка путем испарения металла в вакууме" взаимоисключающее
Именно эта фраза являлась переводом с английского и звучала, как
Metal tape is produced by coating a plastic film with metal powder. 3M makes a metal tape by evaporating metal in a vacuum.
А как бы Вы перевели ее?
poweroneday писал(а):Еще забыли упомянуть такую существенную веху в истории кассеты как разработка Бэнг энд Олафсен
poweroneday писал(а):Вы забыли упомянуть такую веху в истории компакт кассеты, как Накамичи
Ок, если я буду когда-нибудь официально издаваться, возьму Вас в консультанты.

Re: АУДИОКАССЕТЕ - 50 ЛЕТ!

Добавлено: 17 авг 2013 13:09
Роман Планский
poweroneday писал(а):Дословный перевод цитаты:
"(Первая)Металлическая лента была произведена, нанесением на лавсановую основу металлического порошка.
3M делает (производит) металлическую ленту, испаряя металл в вакууме."
В скобках мое дополнение для лучшего понимания смысла фразы..
Ну все правильно. Металл испаряют в вакууме, после чего образовавшиеся частицы наносят на лавсановую основу. Именно так я и перевел фразу, взятую из официальной истории производителя. Так где у меня ошибка-то?

Re: АУДИОКАССЕТЕ - 50 ЛЕТ!

Добавлено: 17 авг 2013 17:00
Роман Планский
poweroneday писал(а):напыление/нанесение совершенно разные технологии
:-D
Скажите пожалуйста, вы любите киноляпы? Ну, типа, тут часы висят на одной стене, а через секунду на другой, тут у героя оранжевые ботинки, а в следующем кадре рыжие, фильм о событиях 83 года, а песня звучит из 84-го и т.д?

Re: АУДИОКАССЕТЕ - 50 ЛЕТ!

Добавлено: 19 авг 2013 20:41
Александр Гуров
Геннадий прав. В английском оригинале 2 предложения не связанные друг с другом ничем кроме типа ленты. Это разные технологии совершенно. В видеокассетах многие указывали вид изготовления МР или МЕ. В аудиокакссетах лично мне известна только одна линейка изготовленная по технологии МЕ, это Angrom. Причем металлическая лента использовалась во всех типах лент и в 1 и во 2 и в 4. И по секрету скажу, было бы побольше свободных денег, я бы их в основном и записывал.Изображение

Re: АУДИОКАССЕТЕ - 50 ЛЕТ!

Добавлено: 20 авг 2013 21:19
Александр Гуров
АЧХ мне не приходится мерять, а вот свойства ленты ещё и на глаз видны. Таких "зеркалок" больше ни у кого видеть не доводилось. Какие ещё есть МЕ??? На слух, а не на Ангром надо жаловаться некоторым.

Re: АУДИОКАССЕТЕ - 50 ЛЕТ!

Добавлено: 20 авг 2013 22:23
Александр Гуров
Кстати технология более дорогая и мне кажется другие производители тоже не преминули бы этим похвастать на упаковке и в рекламах. С видео так и было и стоили они дороже.

Re: АУДИОКАССЕТЕ - 50 ЛЕТ!

Добавлено: 21 авг 2013 06:33
rawavlad
Александр Гуров писал(а):Какие ещё есть МЕ???
На ум приходит Victor ME,но видимо там другое МЕ.Но было бы интересно посмотреть на пленку МЕ NewPRO. И дизайн кассет к тому же очень схожий.
И может стоит попросить модератора перенести последние посты в соответсвующую тему.Либо самим продублировать их,а потом здесь "снести".

Re: АУДИОКАССЕТЕ - 50 ЛЕТ!

Добавлено: 21 авг 2013 18:54
rawavlad
poweroneday писал(а):этот что ли?
Лента блестит, но не так как агроном.
Майже.Мав на увазі цю.
Изображение

Re: АУДИОКАССЕТЕ - 50 ЛЕТ!

Добавлено: 21 авг 2013 19:08
rawavlad
poweroneday писал(а):Хорошая?
Гена,откуда мне знать?
Думал у умных людей узнать.Ты не знаеш,у кого-бы спросить?!
И что в этой теме делаем с такими разговорами.Возвращаемся "на родину"!