Ламповый фонокорректор RCA на 6н23п c повторителем на ПТ
-
- младший сержант
- Сообщения: 231
- Зарегистрирован: Сентябрь 12, 2011, 8:06 am
- Всего на руках: Заблокировано
- Репутация: 0
- Имя:
Ламповый фонокорректор RCA на 6н23п c повторителем на ПТ
Собрал за праздники вот такой девайс.
Схема повторяет классический RCA корректор сделанный в оригинале на 12AX7. На выходе добавлен повторитель на полевике для снижения выходного сопротивления корректора. Повторитель имеет уровень искажений порядка 0,002% и не должен существенно влиять на общие искажения.
В оригинале выходное сопротивление было около 100-200К, что, конечно, открывало широкий простор для отслушивания различных межблочных кабелей. :-D
Но меня такая перспектива не прельщала посему был поставлен повторитель.
Номиналы резисторов не оптимизированы пока. Моделирование на ближайших аналогах ламп показывает вполне нормальные характеристики.
АЧХ полученная в результате моделирования.
Странные цифры на шкале Y (усиление) из за того, что исходным считается напряжение подаваемое на обратную цепочку RIAA.
Т.е. показанная АЧХ это отклонение от идеальной RIAA. В среднем получается отклонение +-0,5дБ.
БП сделан на ТАН-28.
Высокое = 230 Вольт на нагрузке (электронный дроссель), накальное = 5.6В постоянка, питание повторителя +-15 В стабилизированные 7815/7915.
Из извратов:
были использованы слюдяные конденсаторые в качестве разделительных и в цепи RIAA.
Они весьма габаритные и для снижения фона корпус пришлось заземлить.
Монтаж простой на плате с вырезанными пятачками.
Схема заработала сразу.
Никаких особых мер по экранированию пока не предпринимал.
Результаты (updated нашел потерянные в праздники низа....)
Замерял параметры у девайса с помощью генератора ГЗ-102 и обратной RIAA цепочки.
Искажения на уровне 0.07-0.3% в зависимости от частоты что достаточно неплохо. уровень фона около -50дБ.
Видна только 2я гармоника и на частотах близких к 20кгц появляется 3я.
С 6н23п искажения упали до 0.01-.09% и АЧХ `+-1дб примерно во всем диапазоне.
фон упал до -60дБ/-55дБ.
результаты измерений с 6н23п
усиление меньше чем у 6н2п на 10дб зато и искажения ниже.
На слух 6н2п дает более "жирный" но и более грязный звук.
6н23п более сухой, но прозрачный.
С басами проблем нет - где надо долбят.
Схема повторяет классический RCA корректор сделанный в оригинале на 12AX7. На выходе добавлен повторитель на полевике для снижения выходного сопротивления корректора. Повторитель имеет уровень искажений порядка 0,002% и не должен существенно влиять на общие искажения.
В оригинале выходное сопротивление было около 100-200К, что, конечно, открывало широкий простор для отслушивания различных межблочных кабелей. :-D
Но меня такая перспектива не прельщала посему был поставлен повторитель.
Номиналы резисторов не оптимизированы пока. Моделирование на ближайших аналогах ламп показывает вполне нормальные характеристики.
АЧХ полученная в результате моделирования.
Странные цифры на шкале Y (усиление) из за того, что исходным считается напряжение подаваемое на обратную цепочку RIAA.
Т.е. показанная АЧХ это отклонение от идеальной RIAA. В среднем получается отклонение +-0,5дБ.
БП сделан на ТАН-28.
Высокое = 230 Вольт на нагрузке (электронный дроссель), накальное = 5.6В постоянка, питание повторителя +-15 В стабилизированные 7815/7915.
Из извратов:
были использованы слюдяные конденсаторые в качестве разделительных и в цепи RIAA.
Они весьма габаритные и для снижения фона корпус пришлось заземлить.
Монтаж простой на плате с вырезанными пятачками.
Схема заработала сразу.
Никаких особых мер по экранированию пока не предпринимал.
Результаты (updated нашел потерянные в праздники низа....)
Замерял параметры у девайса с помощью генератора ГЗ-102 и обратной RIAA цепочки.
Искажения на уровне 0.07-0.3% в зависимости от частоты что достаточно неплохо. уровень фона около -50дБ.
Видна только 2я гармоника и на частотах близких к 20кгц появляется 3я.
С 6н23п искажения упали до 0.01-.09% и АЧХ `+-1дб примерно во всем диапазоне.
фон упал до -60дБ/-55дБ.
результаты измерений с 6н23п
усиление меньше чем у 6н2п на 10дб зато и искажения ниже.
На слух 6н2п дает более "жирный" но и более грязный звук.
6н23п более сухой, но прозрачный.
С басами проблем нет - где надо долбят.
Последний раз редактировалось Садко 17 сен 2012 09:38, всего редактировалось 1 раз.
-
- младший сержант
- Сообщения: 231
- Зарегистрирован: Сентябрь 12, 2011, 8:06 am
- Всего на руках: Заблокировано
- Репутация: 0
- Имя:
пара оцифровок сделанных этим корректором с головой Ортофон вмс 20 мк2
и картой ему0404
Dire straits, down to the water line 70мб, флак 24/96
Dire straits, Six blade knife 72Mb флак 24/96
ВИО Рапсодия 50Мб, флак 24/96
и картой ему0404
Dire straits, down to the water line 70мб, флак 24/96
Dire straits, Six blade knife 72Mb флак 24/96
ВИО Рапсодия 50Мб, флак 24/96
Вбитый шуруп держится крепче чем закрученный гвоздь.
-
- Всего на руках: Заблокировано
-
- младший сержант
- Сообщения: 231
- Зарегистрирован: Сентябрь 12, 2011, 8:06 am
- Всего на руках: Заблокировано
- Репутация: 0
- Имя:
слышно.kosmossem писал(а):Шумный,50Гц слышно.
но это экспериментальная сборка, для отработки технологии так сказать.
Никаких особых мер по экранированию пока не предпринято. - собрано ас из...
выпрямленное и сглаженное конденсатором. 5.6 в постоянки получилось. застабилизировать никак не выйдет...Phlanger писал(а):а как накал сделан?
один конец накала заземлен.. - ненаучно конечно но пока что есть.
Рекомендуют на накал подать +100В смещения через резистивный делитель.
На выходных попробую.
заметно разные, хотя при смене ничего с сигналом особо не происходит (кроме уменьшения уровня).Phlanger писал(а):6Н2П в лоб менять на 6Н23П я бы не стал, всё-таки они сильно разные
игры с катодным и анодным резисторами тоже ни к чему (заметному) не приводят - уменьшал в 2 раза и то и другое и ставил кондеры в катод побольше - разницы не увидел.
Вбитый шуруп держится крепче чем закрученный гвоздь.
-
- Всего на руках: Заблокировано
баловство этоРекомендуют на накал подать +100В смещения
100 Вольт как правило максимально допустимое напряжение катод- подогреватель, значт надо где-то не больше 70
и такое акуально, если есть катодные повторители, при питании выпрямленным накалом - ни к чему
...ещё у совецких ламп случается сильная утечка с подогревателя на катод
если выпрямлять мостом ~6.3 со стандартного "лампового" силового трансформатора и раздербанить контуперную питалку и выдрать оттуда диодов Шоттки, то станет ровно сколько надовыпрямленное и сглаженное конденсатором. 5.6 в постоянки получилось
там же и ёмкости 2200x10 Вольт
и резисторы на 0.5-1 Ома, если напряжения будет чуть больше, чем надо
-
- старший сержант
- Сообщения: 554
- Зарегистрирован: Декабрь 27, 2011, 3:53 pm
- Всего на руках: Заблокировано
- Репутация: 0
- Имя:
- Благодарил (а): 5 раз
- Поблагодарили: 4 раза
- Пол:
А меня "бесит" из за выбора первой лампы R8 й просто огромный величины в 470 ком . Практика показывает чем больше такой резистор тем унылей звучокс..
Ставьте милейший пентод на вход и пересчитывайте RIAA цепочку . Если повезет то сгоните его номинал до примерных 200 кОм , ну хоть так. А заодно с фоном полегче будет. Все эти высоомные цепи сосут на себя все гавно с.
Удачи. И с наступающим Старым НГ !
Ставьте милейший пентод на вход и пересчитывайте RIAA цепочку . Если повезет то сгоните его номинал до примерных 200 кОм , ну хоть так. А заодно с фоном полегче будет. Все эти высоомные цепи сосут на себя все гавно с.
Удачи. И с наступающим Старым НГ !
metal ass
-
- младший сержант
- Сообщения: 231
- Зарегистрирован: Сентябрь 12, 2011, 8:06 am
- Всего на руках: Заблокировано
- Репутация: 0
- Имя:
killhumax
Спасибо, конечно, за мнение, но я весьма осторожно отношусь к мнению в чистом виде. Добавить бы немного аргументов и было бы более понятно.
Высокоомные дела конечно ловят наводки - кто спорит. Но это дело решается экранированием.
Пытался глядеть обсуждение пентодных схем и к сожалению не увидел ни спектров ни цифр по искажениям. (если Вы знаете такие то буду признателен за ссылки на такие данные) То есть их (пентодов) полезность конечно оправдывается их бОльшим усилением, но в данной гибридной концепции это преимущество не является решающим.
В данной реализации вроде получились весьма неплохие результаты - 2я гармоника -60дБ, 3я -20дб от 2й.
Для первого в жизни лампового устройства не самых плохой результат. - Будет мотивация продолжить копать в этом направлении. Может и до пентодов докопаю, но всему свое время. Надо получить удовольствие от этого результата для начала...
Полученный качественный результат хорошо согласуется с этим достаточно (по моему) аргументированным мнением:
2. Усилитель будет "прозрачным", если его "хвост гармоник" будет
быстро спадающим, причем из солидарности с Д.Чивером мы полагаем, что интенсивность каждой последующей гармоники должна быть хотя бы на 20 дБ ниже предыдущей, а вторая - должна быть примерно на 40 дБ ниже основного тона. (Это - только один аспект, помимо него есть еще масса всего, но этот подход представляется плодотворным для создания хорошо звучащих усилителей). Понятно, что в идеале такое распределение гармоник по интенсивности должен давать ВЕСЬ тракт в целом, и т.д., но можно начать и с подчинения этому правилу хотя бы отдельных узлов. Дипломная Чивера, где все описано подробнее, лежит, например, на сайте NeхTube и на сайте А.Торреса.
Спасибо, конечно, за мнение, но я весьма осторожно отношусь к мнению в чистом виде. Добавить бы немного аргументов и было бы более понятно.
Высокоомные дела конечно ловят наводки - кто спорит. Но это дело решается экранированием.
Пытался глядеть обсуждение пентодных схем и к сожалению не увидел ни спектров ни цифр по искажениям. (если Вы знаете такие то буду признателен за ссылки на такие данные) То есть их (пентодов) полезность конечно оправдывается их бОльшим усилением, но в данной гибридной концепции это преимущество не является решающим.
В данной реализации вроде получились весьма неплохие результаты - 2я гармоника -60дБ, 3я -20дб от 2й.
Для первого в жизни лампового устройства не самых плохой результат. - Будет мотивация продолжить копать в этом направлении. Может и до пентодов докопаю, но всему свое время. Надо получить удовольствие от этого результата для начала...
Полученный качественный результат хорошо согласуется с этим достаточно (по моему) аргументированным мнением:
2. Усилитель будет "прозрачным", если его "хвост гармоник" будет
быстро спадающим, причем из солидарности с Д.Чивером мы полагаем, что интенсивность каждой последующей гармоники должна быть хотя бы на 20 дБ ниже предыдущей, а вторая - должна быть примерно на 40 дБ ниже основного тона. (Это - только один аспект, помимо него есть еще масса всего, но этот подход представляется плодотворным для создания хорошо звучащих усилителей). Понятно, что в идеале такое распределение гармоник по интенсивности должен давать ВЕСЬ тракт в целом, и т.д., но можно начать и с подчинения этому правилу хотя бы отдельных узлов. Дипломная Чивера, где все описано подробнее, лежит, например, на сайте NeхTube и на сайте А.Торреса.
-
- старший сержант
- Сообщения: 554
- Зарегистрирован: Декабрь 27, 2011, 3:53 pm
- Всего на руках: Заблокировано
- Репутация: 0
- Имя:
- Благодарил (а): 5 раз
- Поблагодарили: 4 раза
- Пол:
Садко
Дело в том что тут сделал на тему Манакова свой пентод-триодный корректор. Схема с связью по пт, и ее недостатки и достоинства я здесь не хочу обсуждать.(Лучше бы иметь с разделительным конденсатором ,так можно проще и лучше выбрать оптимальные режимы для обеих каскадов.) Тем не менее как пример вполне сойдет.
У Манакова используется 6ф12п у меня ECF82 .
Как видно в схеме R8 всего 110 кОм ! Причем сама схема имеет потенциал работать и с МС головкой на прямую без повышающего трансформатора . Для этого нужно убрать местную ООС с катода пентода и поставить R входное под МС картридж.
У меня не было 6ф12 й.. но зато была кучка EСF82 х Тут правда надо добавить что у 82 крутизна поменьше чем у 6Ф12П но и ее должно хватить для работы с МС головкой. И опять обращаю внимание на R7 мь всего 68 кОм!!!!
Вот и в итоге реальная схема вот с таким АЧХ
Выброс на НЧ это артефакт RMAA ,не обращайте на это внимание. Думаю АЧХ с обратной RIAA вполне достойная.
А вот что дал нам Спектраплюс. На гармонику с частотой в 50Гц не обращайте внимание ,макет мерился без всякой экранировки ,лежал на столе.
У вас с наводками от БП и несмотря на" электронный дроссель" гораздо гораздее . Питание у меня сделано тоже кстати через него, а вот накал лампы я питал чистой постоянкой.
Вот такие пироги значит, всего вторая гармоника и все. А вот двухтоновый тест. Вм рекомендую его как очень полезный и наглядный. На последнем скрине спектр моего транзисторного корректора ! IMD приличные на уровне -60 дб. Сами решайте как это хорошо или плохо.
Если у вас есть свои измерения то буду благодарен их посмотреть.
Дело в том что тут сделал на тему Манакова свой пентод-триодный корректор. Схема с связью по пт, и ее недостатки и достоинства я здесь не хочу обсуждать.(Лучше бы иметь с разделительным конденсатором ,так можно проще и лучше выбрать оптимальные режимы для обеих каскадов.) Тем не менее как пример вполне сойдет.
У Манакова используется 6ф12п у меня ECF82 .
Как видно в схеме R8 всего 110 кОм ! Причем сама схема имеет потенциал работать и с МС головкой на прямую без повышающего трансформатора . Для этого нужно убрать местную ООС с катода пентода и поставить R входное под МС картридж.
У меня не было 6ф12 й.. но зато была кучка EСF82 х Тут правда надо добавить что у 82 крутизна поменьше чем у 6Ф12П но и ее должно хватить для работы с МС головкой. И опять обращаю внимание на R7 мь всего 68 кОм!!!!
Вот и в итоге реальная схема вот с таким АЧХ
Выброс на НЧ это артефакт RMAA ,не обращайте на это внимание. Думаю АЧХ с обратной RIAA вполне достойная.
А вот что дал нам Спектраплюс. На гармонику с частотой в 50Гц не обращайте внимание ,макет мерился без всякой экранировки ,лежал на столе.
У вас с наводками от БП и несмотря на" электронный дроссель" гораздо гораздее . Питание у меня сделано тоже кстати через него, а вот накал лампы я питал чистой постоянкой.
Вот такие пироги значит, всего вторая гармоника и все. А вот двухтоновый тест. Вм рекомендую его как очень полезный и наглядный. На последнем скрине спектр моего транзисторного корректора ! IMD приличные на уровне -60 дб. Сами решайте как это хорошо или плохо.
Если у вас есть свои измерения то буду благодарен их посмотреть.
Последний раз редактировалось killhumax 20 янв 2012 11:31, всего редактировалось 3 раза.
metal ass
-
- младший сержант
- Сообщения: 231
- Зарегистрирован: Сентябрь 12, 2011, 8:06 am
- Всего на руках: Заблокировано
- Репутация: 0
- Имя:
killhumax
схема интересная, если найду лампу и источник на 350вольт, то можно попробовать.
измерения на однотоновом сигнале дадены в моем первом посте. 3я гармоника только на 4 кГц появляется, до этого только 2я видна.
Двухтоновый сигнал не мерял. Если будет время, обязательно померяю - самому очень интересна объективная картина.
уровень фона у Вашего корректора (на первых 2х графиках) получился достаточно высокий не смотря на R7=68k....
У меня в текущем варианте с вынесенным трансформатором получилось -60...-55дБ при максимальном уровне -10дБ настроенном по тестовому диску (1кГц, 5см/с). Почти не заметно на немой канавке, но Думаю надо дальше улучшать этот параметр.
плюс АЧХ померянная на тестовом диске сильно отличается от ровной - есть завал на ВЧ. Надо будет поиграться входной емкостью и сопротивлением.
В общем мне пока есть чем заняться...
схема интересная, если найду лампу и источник на 350вольт, то можно попробовать.
измерения на однотоновом сигнале дадены в моем первом посте. 3я гармоника только на 4 кГц появляется, до этого только 2я видна.
Двухтоновый сигнал не мерял. Если будет время, обязательно померяю - самому очень интересна объективная картина.
уровень фона у Вашего корректора (на первых 2х графиках) получился достаточно высокий не смотря на R7=68k....
У меня в текущем варианте с вынесенным трансформатором получилось -60...-55дБ при максимальном уровне -10дБ настроенном по тестовому диску (1кГц, 5см/с). Почти не заметно на немой канавке, но Думаю надо дальше улучшать этот параметр.
плюс АЧХ померянная на тестовом диске сильно отличается от ровной - есть завал на ВЧ. Надо будет поиграться входной емкостью и сопротивлением.
В общем мне пока есть чем заняться...
Вбитый шуруп держится крепче чем закрученный гвоздь.
-
- старший сержант
- Сообщения: 554
- Зарегистрирован: Декабрь 27, 2011, 3:53 pm
- Всего на руках: Заблокировано
- Репутация: 0
- Имя:
- Благодарил (а): 5 раз
- Поблагодарили: 4 раза
- Пол:
Садко
В хорошем корпусе уровень фона сойдет до приличных -60-65 не взвешенного минимум. Это вопрос грамотного экранирования и конструктивного исполнения. Проблем не будет.
Садко
так плата лежала просто на столе без всякого корпуса. :-D У вас же видны "отходы" гармоник от работы БП + фон.уровень фона у Вашего корректора (на первых 2х графиках) получился достаточно высокий не смотря на R7=68k....
В хорошем корпусе уровень фона сойдет до приличных -60-65 не взвешенного минимум. Это вопрос грамотного экранирования и конструктивного исполнения. Проблем не будет.
Садко
Обязательно включать его в тесты.Двухтоновый сигнал не мерял.
Удачи.В общем мне пока есть чем заняться...
metal ass