Апгрейд проигрывателей ELAC Miracord и Miraphon.
Добавлено: 21 фев 2019 11:44
Как многие знают, около десяти лет я занимаюсь проигрывателями винила ELAC Miracord и Miraphon. Через мои руки прошло приличное количество этих чудесных роликовых аппаратов разных моделей, серий и лет выпуска, а многие друзья и знакомые также обзавелись своими экземплярами. И все эти годы пара проигрывателей непрерывно находились в моем ежедневном пользовании, терпели сборки, разборки, разные варианты апгрейдов и усовершенствований. Некоторыми из них я делился с интернет общественностью, а большая часть просто понемногу пополняла копилку моего опыта. И как это часто бывает, с годами количество этого опыта перешло в качество и вылилось в разработанный проект апгрейда, который я теперь могу предложить всем желающим.
Итак, почему именно Elac Miracord? Данные проигрыватели хорошо знакомы многим любителям музыки во всем мире. За свою более чем 50- летнюю историю они заслужили статус культовых, и до сих пор радуют своих поклонников особым драйвом, ритмичностью и музыкальностью. Оставим за скобками вечные споры о преимуществах и недостатках различных типов привода, лишь отметим, что роликовый имеет армию преданных поклонников по всему миру, которые не намерены менять его ни на что иное. Но конечно, результат больше зависит от конкретной реализации, нежели от самого принципа. Чем же хороши модели именно от ELAC? В первую очередь великолепными трехфазными синхронными гистерезисными двигателями PAPST MOW-13, в то время как другие производители в данном классе использовали намного более простые и дешевые моторы. Кроме того, в Элаках применялись ролики очень высокого качества, до наших дней не имеющие проблем с эластичностью или износом. Также можно похвалить конструкцию переключения скоростей и подвода ролика, и общее качество металлообработки.
Теперь о недостатках или особенностях конструкции, накладывающих ограничения на полное использование заложенного в проигрывателе звукового потенциала. В отличие от изделий более высокого класса, например EMT, шасси ELAC выполнены штамповкой из стали, вместо литья. Сталь достаточно толстая, 2 мм, но тем не менее не обеспечивает должной жесткости и инертности конструкции. Штатный тонарм, хотя и неплох в сравнении с одноклассниками, тем не менее отнюдь не универсален, и не способен удовлетворить возросшие требования к качеству воспроизведения, особенно если учесть влияние прошедших лет - износ подшипников, люфты, затвердевшую смазку. Достаточно сказать, что все побывавшие у меня экземпляры Элаков звучали чуть-чуть по разному, и это несомненно благодаря тонармам. Далее, система автоматики тонарма и смены пластинок. Безусловно, этот шедевр немецкой инженерии достоин как минимум уважения, но делу высокоточного воспроизведения он точно не служит, добавляя в сигнал лишние резонансы, и это еще в том случае, если до сих пор исправно работает. И в заключение - двухточечная система подвеса двигателя на резиновых амортизаторах неплоха конструктивно, но обеспечивает виброразвязку чуть хуже, чем хотелось бы видеть и слышать.
Что же делать тем владельцам винтажных ELAC-ов, которые переросли их уровень, и которые задумываются о смене проигрывателя на нечто более серьезное, но не готовы потратить несколько сот тысяч рублей на апгрейд? Можно ли предпринять что-то, чтобы вывести старый проигрыватель с отличным потенциалом на один уровень с лучшими изделиями самых авторитетных производителей?
Сегодня я могу утверждать - да, можно, и предлагаю владельцам ELAC Miracord и Miraphon комплексный апгрейд, состоящий из пяти эффективных мер: апгрейд корпуса, апгрейд шасси, апгрейд развязки двигателя, апгрейд тонарма и апгрейд ножек.
На первом этапе проигрыватель почти полностью разбирается. Снимается тонарм, ненужные детали автоматики отключаются и удаляются. Одновременно вносятся изменения в механику управления проигрывателем. Теперь включение и выключение вращения будут производится единственным оставшимся рычажком переключателя скоростей. Стальное шасси проклеивается вибродемпфирующими материалами. Двигатель разбирается для профилактики, которая включает очистку, закладку консистентной смазки в подпятник, смазку втулок скольжения и пропитку фетрового наполнителя шахты часовым маслом.
Из березовой фанеры собирается пакет около 80 мм толщиной, далее из него фрезеруется корпус, который отделывается натуральным шпоном. По моему опыту, фанера - именно тот материал, который обладает идеальным набором необходимых для данного применения свойств - обладает должным весом, плотностью и вязкостью, благодаря разнообразно ориентированной слоистой структуре не “звенит” и отлично демпфирует возможные резонансы шасси, при этом не делая звук мертвым. Само собой, цвет фанеровки может быть различным на усмотрение заказчика.
На следующем этапе из дюралюминия толщиной 4 мм на ЧПУ станке фрезеруется верхняя плита шасси, после чего проходит шлифовку и окраску порошковой эмалью в печи. Полученная деталь накрепко соединяется болтами через тончайшую виброгасящую прокладку с штатным стальным шасси проигрывателя, образуя жесткий, прочный и инертный сэндвич. Данное решение уже мало уступает литым из цветных сплавов шасси проигрывателей от Garrard или EMT.
Далее, полученное сэндвич-шасси в нескольких точках надежно соединяется с корпусом, образуя монолитную конструкцию. В отличие от некоторых известных примеров, где шасси просто лежит поверх плинта, идея состоит в том, чтобы максимально привязать массу корпуса к массе шасси. На практике, такое решение крайне положительно влияет на итоговый звуковой результат, не оставляя места даже незначительным вибрациям и резонансам. Все соединения производятся скрытым крепежом, для поддержания лаконичности внешнего вида проигрывателя.
Следующий этап - замена резиновых деталей подвеса двигателя на изделия из сорботана (Sorbothane). Этот эластичный материал, разработанный и производимый в США, обладает уникальными свойствами - он способен выполнять одновременно функции как пружины, так и амортизатора, великолепно поглощая вибрации в широком диапазоне, переводя их в тепло. Его эффективность в разы превышает обычно используемые в таких целях бутил-каучуковые резины и неопрен, что делает сорботан просто идеальным материалом для апгрейда виброразвязки двигателя в нашем проигрывателе.
Еще одна немаловажная деталь - виброопоры корпуса проигрывателя. Как известно, чем выше уровень проигрывателя и тонарма, тем выше требования к точности настройки, а одна из основополагающих настроек - выставление горизонтальности корпуса и диска проигрывателя, что также обеспечивает строгую вертикальность оси вращения тонарма. Для осуществления такой настройки проигрыватель оснащается новыми опорами с удобной регулировкой высоты, которые также имеют виброразвязывающие прокладки из сорботана. На заключительном этапе на проигрыватель монтируется новый тонарм (на выбор заказчика), а также пылезащитная крышка.
Результатом является переход талантливого ветерана в высшую звуковую лигу. К исходным музыкальным и техническим достоинствам проигрывателя добавлены точность, стабильность, разрешение, улучшение уровня сигнал/рокот, возможность использования любых тонармов и звукоснимателей, вплоть до самого высокого уровня. А для кого-то немаловажным станет еще и возросшее удобство пользования и современный внешний вид.
Обращайтесь!
Итак, почему именно Elac Miracord? Данные проигрыватели хорошо знакомы многим любителям музыки во всем мире. За свою более чем 50- летнюю историю они заслужили статус культовых, и до сих пор радуют своих поклонников особым драйвом, ритмичностью и музыкальностью. Оставим за скобками вечные споры о преимуществах и недостатках различных типов привода, лишь отметим, что роликовый имеет армию преданных поклонников по всему миру, которые не намерены менять его ни на что иное. Но конечно, результат больше зависит от конкретной реализации, нежели от самого принципа. Чем же хороши модели именно от ELAC? В первую очередь великолепными трехфазными синхронными гистерезисными двигателями PAPST MOW-13, в то время как другие производители в данном классе использовали намного более простые и дешевые моторы. Кроме того, в Элаках применялись ролики очень высокого качества, до наших дней не имеющие проблем с эластичностью или износом. Также можно похвалить конструкцию переключения скоростей и подвода ролика, и общее качество металлообработки.
Теперь о недостатках или особенностях конструкции, накладывающих ограничения на полное использование заложенного в проигрывателе звукового потенциала. В отличие от изделий более высокого класса, например EMT, шасси ELAC выполнены штамповкой из стали, вместо литья. Сталь достаточно толстая, 2 мм, но тем не менее не обеспечивает должной жесткости и инертности конструкции. Штатный тонарм, хотя и неплох в сравнении с одноклассниками, тем не менее отнюдь не универсален, и не способен удовлетворить возросшие требования к качеству воспроизведения, особенно если учесть влияние прошедших лет - износ подшипников, люфты, затвердевшую смазку. Достаточно сказать, что все побывавшие у меня экземпляры Элаков звучали чуть-чуть по разному, и это несомненно благодаря тонармам. Далее, система автоматики тонарма и смены пластинок. Безусловно, этот шедевр немецкой инженерии достоин как минимум уважения, но делу высокоточного воспроизведения он точно не служит, добавляя в сигнал лишние резонансы, и это еще в том случае, если до сих пор исправно работает. И в заключение - двухточечная система подвеса двигателя на резиновых амортизаторах неплоха конструктивно, но обеспечивает виброразвязку чуть хуже, чем хотелось бы видеть и слышать.
Что же делать тем владельцам винтажных ELAC-ов, которые переросли их уровень, и которые задумываются о смене проигрывателя на нечто более серьезное, но не готовы потратить несколько сот тысяч рублей на апгрейд? Можно ли предпринять что-то, чтобы вывести старый проигрыватель с отличным потенциалом на один уровень с лучшими изделиями самых авторитетных производителей?
Сегодня я могу утверждать - да, можно, и предлагаю владельцам ELAC Miracord и Miraphon комплексный апгрейд, состоящий из пяти эффективных мер: апгрейд корпуса, апгрейд шасси, апгрейд развязки двигателя, апгрейд тонарма и апгрейд ножек.
На первом этапе проигрыватель почти полностью разбирается. Снимается тонарм, ненужные детали автоматики отключаются и удаляются. Одновременно вносятся изменения в механику управления проигрывателем. Теперь включение и выключение вращения будут производится единственным оставшимся рычажком переключателя скоростей. Стальное шасси проклеивается вибродемпфирующими материалами. Двигатель разбирается для профилактики, которая включает очистку, закладку консистентной смазки в подпятник, смазку втулок скольжения и пропитку фетрового наполнителя шахты часовым маслом.
Из березовой фанеры собирается пакет около 80 мм толщиной, далее из него фрезеруется корпус, который отделывается натуральным шпоном. По моему опыту, фанера - именно тот материал, который обладает идеальным набором необходимых для данного применения свойств - обладает должным весом, плотностью и вязкостью, благодаря разнообразно ориентированной слоистой структуре не “звенит” и отлично демпфирует возможные резонансы шасси, при этом не делая звук мертвым. Само собой, цвет фанеровки может быть различным на усмотрение заказчика.
На следующем этапе из дюралюминия толщиной 4 мм на ЧПУ станке фрезеруется верхняя плита шасси, после чего проходит шлифовку и окраску порошковой эмалью в печи. Полученная деталь накрепко соединяется болтами через тончайшую виброгасящую прокладку с штатным стальным шасси проигрывателя, образуя жесткий, прочный и инертный сэндвич. Данное решение уже мало уступает литым из цветных сплавов шасси проигрывателей от Garrard или EMT.
Далее, полученное сэндвич-шасси в нескольких точках надежно соединяется с корпусом, образуя монолитную конструкцию. В отличие от некоторых известных примеров, где шасси просто лежит поверх плинта, идея состоит в том, чтобы максимально привязать массу корпуса к массе шасси. На практике, такое решение крайне положительно влияет на итоговый звуковой результат, не оставляя места даже незначительным вибрациям и резонансам. Все соединения производятся скрытым крепежом, для поддержания лаконичности внешнего вида проигрывателя.
Следующий этап - замена резиновых деталей подвеса двигателя на изделия из сорботана (Sorbothane). Этот эластичный материал, разработанный и производимый в США, обладает уникальными свойствами - он способен выполнять одновременно функции как пружины, так и амортизатора, великолепно поглощая вибрации в широком диапазоне, переводя их в тепло. Его эффективность в разы превышает обычно используемые в таких целях бутил-каучуковые резины и неопрен, что делает сорботан просто идеальным материалом для апгрейда виброразвязки двигателя в нашем проигрывателе.
Еще одна немаловажная деталь - виброопоры корпуса проигрывателя. Как известно, чем выше уровень проигрывателя и тонарма, тем выше требования к точности настройки, а одна из основополагающих настроек - выставление горизонтальности корпуса и диска проигрывателя, что также обеспечивает строгую вертикальность оси вращения тонарма. Для осуществления такой настройки проигрыватель оснащается новыми опорами с удобной регулировкой высоты, которые также имеют виброразвязывающие прокладки из сорботана. На заключительном этапе на проигрыватель монтируется новый тонарм (на выбор заказчика), а также пылезащитная крышка.
Результатом является переход талантливого ветерана в высшую звуковую лигу. К исходным музыкальным и техническим достоинствам проигрывателя добавлены точность, стабильность, разрешение, улучшение уровня сигнал/рокот, возможность использования любых тонармов и звукоснимателей, вплоть до самого высокого уровня. А для кого-то немаловажным станет еще и возросшее удобство пользования и современный внешний вид.
Обращайтесь!