Страница 1 из 1

"Рута-201" - волк в овечьей шкуре или "наслед

Добавлено: 02 июл 2011 15:09
Blind
В удовлетворение проявленного интереса продолжаем знакомство с аппаратом "Рута-201", как было сказано здесь же немногим ранее, являющимся наследником
Phlanger писал(а):Цитата:
С чего ж его "сдернули"
да гойворят же, шо с Тандберга
Итак, аппарат 81г.в.
После демонтажа механизма кассетодержателя-крышки кассетного отсека

Изображение

он же, вид справа на узел управления толкателем кассеты

Изображение

открывается вот такая картина

Изображение

каретка не имеет и намека на конструктив двух ПР, но на распооженном под ним литом крошнтейне подшипников тонвала и скольжения каретки ЛПМ посадочное место под второй тонвал наличествует

Изображение

после снятия каретки

Изображение

и кронштейна подшипников

Изображение

начинается самое интересное:
- в видном под шасси опорном кронштейне тонвала также имеется место под второй подпятник (!), но для этого аппарата это уже становится привычным - "гены" дают о себе знать или для его старшей модели, 101-й, тракт ЛПМ все-таки был закрытый, а собирали из одних и тех же деталей....
Другое интересней - ЛПМ не содержит и намека на тормоза в каком-либо их механическом воплощении.
Торомозится он двояко
- при перемотке "до упора" срабатывает трещетка подающего узла и автостоп отключает тянущий движок;
(на фото ниже подающего и приемного узлов она хорошо видна):

Изображение
Изображение

- наиболее любопытно поведение ЛПМ при неполной перемотке: по команде "стоп" двигатель тянущего узла обесточивается, а подающий узел получает небольшой импульс на двигатель, заставляющих весь механизм остановиться и опять срабатывает автостоп - все, механизм остановлен!

Кстати, датчик автостопа (на последнем фото ниже трещетки) - контактная пара на замыканае, дальше, судя по всему - в схему на ключ и, здравствуй, "сухофрукт" (что и портит пока пейзаж, но в схему еще не совался, сегодня только что успел - пассик нарыл на базарчике и поменял, попутно фоткая и проводя ТО и ТУ ЛПМ).

Добавлено: 02 июл 2011 15:10
Blind
Дальше собирается все это взад и выглядит в итоге вот так:

Изображение

Изображение

попутно - ранее заявленные "куча проводов, идущих к подкассетным узлам", на деле оказались всего лишь на контактную пару автостопа и подсветку кассетного отсека

Изображение

Добавлено: 02 июл 2011 15:10
Blind
Из любопытного:
совершенно убойный механический счетчик (кронштейн - металл!, хоть и силумин и червяк из какого-то желтяка) - габариты.....

Изображение

Из непонятного:

вот эта деталь на кронштейне подшипников (на каретке головок в месте, куда ему возможно упираться, есть ответный капроновый подпятник, но если его выдвинуть, то хода не хватает для нормального прижима ПР к тонвалу) - короче, поставил его на минимум и исключил таким образом из работы.
Нафиг оно вообще надо?

Изображение

Добавлено: 02 июл 2011 18:28
Sedoy
Cчётчик от Маяка 20* серии. Там ещё снизу лепестки "жёлтого металла" :-)

Добавлено: 02 июл 2011 19:12
Blind
Вроде, когда снимал, не видел там ничего лишнего, не относящегося к рабрте счетчика.
Sedoy, о каких лепестках речь?

Продолжение забавнюшек:
в справочнике Анисимова (86г. 6-е издание) описывается этот аппарат с двухвальным ЛПМ, но с одним ПР, т.е. под закрытый тракт и не строилось, а просто удвоение масс вращения для улучшения мех.характеристик ЛПМ.... (хотя тонвал и так не слабо весит).
В рассматриваемой машинке присутствия второго и следов нет - "доупрощались" ?
И это всего-то на четвертом году выпуска модели....

Добавлено: 02 июл 2011 19:15
abv9999
Blind

Спасибо! Очень интересно читать и рассматривать!

Добавлено: 02 июл 2011 19:39
Blind
Пожалуйста!
Самому интересно, сейчас почитываю сопроводительную документацию - продолжаю удивляться - этому аппарату ГУ получше, возможно, и покажет повыше исходных параметры (в перспективе обязательно, т.к. родная голова все-таки подработана).

Добавлено: 02 июл 2011 20:49
komder
Датчик автостопа неудачен, хотя бы лампочку+фоторезистор.
Маховик цельный?

Добавлено: 02 июл 2011 21:28
Blind
Да, и довольно увесистый.

Добавлено: 03 июл 2011 14:30
Sedoy
Blind писал(а):Вроде, когда снимал, не видел там ничего лишнего, не относящегося к рабрте счетчика.
Sedoy, о каких лепестках речь?...
да какие могут быть лепестки - пластиковые обнуления (в смысле на "000")
Их пружинят по разному, в том числе и так, как я сказал.

Добавлено: 04 июл 2011 09:30
Guest100
Гм...на фото так снято или у меня кривые глаза? Посадочные места под ведущий вал с маховиком и отсутствующий второй маховик -на разных уровнях ? Или все же на одном? Далее вопросы-кто видел ЛПМ Руты-101? Очень сомнительно,чтобы в те годы в СССР корректно реализовали закрытый тракт,пусть даже и копируя его с Тандберга.Вот в идею,что вторая дырка служила просто местом для второго маховика -как это сделано в ЛПМ Весны-201 и прочих-я еще поверю...Только два маховика в весновском механизме еще могли уменьшать детонацию,а тут и с одним маховиком обошлись -тем более,что он довольно массивный.

Добавлено: 04 июл 2011 10:32
Александр Хрисанов
У Руты-101 два маховика. Иначе не получался требуемый по ГОСТу коэфф. детонации менее 0,2%.
А для Руты-201 было можно 0,3%, хватало одного маховика.

Изображение

Добавлено: 04 июл 2011 10:44
Guest100
Что и требовалось доказать.Два маховика (наверняка крутящихся в разные стороны,чтобы обеспечить необходимый коэф.детонации)-только и всего.Никаких двух тонвалов или закрытого тракта.

Добавлено: 04 июл 2011 11:02
Александр Хрисанов
Маховики одним пассиком охвачены и крутятся в одну сторону.

Добавлено: 04 июл 2011 11:03
Blind
Получается, что второй вал был-таки применен в ЛПМ, но только 101-й модели, в варианте холостого вала - для увеличения масс вращения. Другое дело, каков был эффект от этого.
А закрытый тракт..., увы, если и был у прародителя, то при адаптации к нашим реалиям этому аппарату он так и не достался....

Добавлено: 04 июл 2011 11:28
Guest100
Александр Хрисанов писал(а):Маховики одним пассиком охвачены и крутятся в одну сторону.
"Вот оно чё Михалыч...вон оно значится как..."..Потому и сняли его в Руте-201 что он в принципе ничего не делал.Уверен,что если реально померять детонацию Руты-101 и сравнить с 201-разница будет незначительной.

Добавлено: 04 июл 2011 11:48
Blind
И схема ЛПМ 201-й у Анисимова в описании - относится к 101-й. :-D

P.S. Знаменитая своими косяками серия справочников! :-D :sad:
Но .... за неимением родной сопроводительной документации, за счастье было и по нему хоть что-то посмотреть/почитать по сабжу.

Добавлено: 04 июл 2011 11:53
Guest100
Немножко не по теме,но тоже про два маховика...У меня в свое время была в пользовании Весна-202 (олимпийская,выпуска 1979 года).Там в ЛПМе оба маховика были в лунках,расположенных группами по окружности диска..Оказалось,на заводе таким образом сводили к минимуму детонацию..

Добавлено: 04 июл 2011 12:07
Blind
Балансировка - нормальное явление в двухвальных ЛПМ весновского типа, часто встречается.
Надо глянуть - лежит 305-я - тоже должны быть высверловки.

Добавлено: 04 июл 2011 12:09
Александр Хрисанов
У 101 и 201 к тому-же разные моторчики.
В Руте-101 японские, в Руте-201 советские.

Добавлено: 04 июл 2011 12:16
Blind
А микрик на фото (на левой стороне шасси, он где-то аж под крышкой-кассетдержателем приходится) за что отвечает?

Добавлено: 04 июл 2011 12:19
Blind
на моем экземпляре в этом месте какая-то скрутка и никаких следов его кронштейна - блокировка кассеты от записи?

Добавлено: 04 июл 2011 12:22
Guest100
Аппараты достаточно редкие и в историческом плане -примечательные.Но для своего времени-были уже морально устаревшими-как в плане "горизонтальной "конструкции -так и по звуку-абсолютно тупой "кассетый" звук,быстроизнашивающаяся УГ плюс ненадежный УМ в Руте-201.Этими трупами Р-201 был в 84-86 годах завален ленинградский Юный Техник на Краснопутиловской.У все сожжен мощник и глючил ЛПМ..

Добавлено: 04 июл 2011 12:47
Александр Хрисанов
Микрик В5 это действительно блокировка записи.

Изображение

Добавлено: 04 июл 2011 12:57
Blind
Guest100 писал(а):по звуку-абсолютно тупой "кассетый" звук,быстроизнашивающаяся УГ
да уж, 3Д24Н.50 и 3Д24Н.10, это - нечто!

Потому и заморочился не просто прибарахлиться, а довести до рабочего состояния аппарат, чтоб уж определиться на практике, как оно будет звучать, если ему голову поменять.
Не может же быть все так плохо в машинке - задатки обнадеживают.

При рассмотрении "в упор" понемногу всплывают мелкие, но значимые глюки (сетевого выключателя нет - стоит П2К (менять!), некоторые винты по местам креплений узлов отсутствуют (лазили/колхозили/ посеяли !), нет микрика блокировки-предохранителя кассеты от записи ("мордернизировали!", блин...), свидетельствующие о побывании в нутри "радиоваятеля". :sad: Плюс - явно не проходящий сигнал даже на линейный выход ("сушки", а их там... есть-таки, чему засохнуть.... :-( )
Одна радость - ЛПМ и его управление - живы. :grin: , как ни странно.
Одним словом, есть над чем поработать.
Зато пришлось освоить "неполную разборку" - кстати, довольно удобно аппарат "делится" - все на МРН-ках, узлы от шасси отделяются без зубила (винтовые крепления в 4-5 точках), собрано до кучи плотно, но разбирается лего.
Фото по блокам - чуть позднее.

Добавлено: 04 июл 2011 13:03
Blind
Александр Хрисанов писал(а):Микрик В5 это действительно блокировка записи.
на имеемом аппарате этот блок удален "с корнями" - что с шасси, что кассетодержателя и, за отсутствием специфических деталюшек, осей и пр. - уже не восстановить....

Добавлено: 04 июл 2011 13:16
Guest100
Blind писал(а): определиться на практике, как оно будет звучать, если ему голову поменять.
ИМХО если ставить задачу играть чужие записи-тогда ставить хотя бы советский сендаст и может тогда что-то извлечете по звуку.
Опять же ИМХО -нормально писать штатным УВ-УЗ этот аппарат не будет никогда.
Задатки по ЛПМ и по конструкции-да,радуют,но не более того.

Добавлено: 04 июл 2011 13:42
Blind
Примерно так и предполагается, благо есть его некоторый запас.
Чужие записи - однозначно!
Запись не предполагается как результат, разве что в порядке эксперимента и любопытства, посмотреть "и, что получилось?"
В любом случае - без радикального перекроя схемы, в пределах существующих настроек - сохранение максимально возможного приближеня к оригиналу (все-таки сабж больше коллекционной ценности, чем утилитарной).
Но дизайн выигрышно неординарен на сегодняшний день и работающий апарат будет привлекательно весьма смотреться в комплексе, на фоне ставших почти безликими в своей массовости "кирпичей".

Добавлено: 04 июл 2011 13:47
Guest100
Я придерживаюсь такого же мнения-все отечественные кассетные изделия-у меня держатся только для проигрывания уже записанных когда-то на чем-то кассет ,переделок УВ-УЗ никаких не делаю (ну головки не везде штатные и электролиты с пассиками иногда заменены )...

Добавлено: 04 июл 2011 14:05
Blind
Под задачи записи работает более-менее удовлетворяющий меня по ТТХ аппарат на десятку лет "помоложе" и пишет теперь у меня только он, а читают его продукцию попеременно пара "Вильм-104"-х и вот теперь к ним добавится и этот.
Остальные - очень нечасто, больше стоят и создают антураж.

Добавлено: 04 июл 2011 20:12
Александр Хрисанов
Blind писал(а):за неимением родной сопроводительной документации, за счастье было и по нему хоть что-то посмотреть/почитать по сабжу.
Однако, уже давно отсканирована инструкция на 201 со всеми схемами и чертежами.
http://www.rw6ase-dok1.narod.ru/arhiv/r ... instr.djvu

Добавлено: 04 июл 2011 21:25
Blind
Спасибо, воспользовался сейчас, когда аппарат пришел - со справочником не сравнить!
А пассаж - о тех временах, когда "варился в собственном соку" (98г., примерно). :-( - по схемам, представленным у Анисимова, что-либо поднять крайне затруднительно (уж очень, мягко говоря, специфически представлены), разобраться надо не одну бутылку, разве что от безвыходного положения.
Зато - школа.... :grin: - я ведь не профи, так "из любви к искусству"...

Добавлено: 05 июл 2011 13:24
Александр Хрисанов
Похоже, что в аппарат одновременно ставили разные индикаторы. И штампов для передней панели было два.
А в "Юном технике" ценился магнитофон весь в чёрном.
Мой приятель Женя даже для покупки такого вступил в приватные отношения с продавцом
и тот отложил ему (за 5 руб.) Руту-201 желаемого колера.

Изображение

Добавлено: 05 июл 2011 16:55
SergPhil
Чёрный, красивый. Умели делать. Наверно, минут 5 разглядываю фотку.

Добавлено: 05 июл 2011 16:57
Guest100
Насчет что разные индикаторы ставили "одновременно"-не похоже на советский радиопром.Скорее всего-большие индикаторы появились на последних изготовленных образцах.

Добавлено: 05 июл 2011 17:57
Blind
На рекламном проспекте - большие, на имеемом аппарате - уже два малых, вертикально расположенных, (выпуск - 04. 81г.):
Изображение

интересно, какого г.в. аппарат на фото двумя постами выше?

Добавлено: 05 июл 2011 18:39
Александр Хрисанов
Blind писал(а):интересно, какого г.в. аппарат на фото двумя постами выше
Середины 1983-го.

Добавлено: 05 июл 2011 19:09
alex
SergPhil писал(а):Наверно, минут 5 разглядываю фотку.
Согласен с Вами! Тоже надолго " прикипел ".

Добавлено: 05 июл 2011 20:56
Blind
Александр Хрисанов писал(а):Середины 1983-го.
похоже, как обычно, ставили то, что было на тот момент.
Индикаторы похожи на весновские, (на 207-й такие же), черные были бы более симпатичны, в общем стиле.

Добавлено: 11 июл 2011 23:47
Blind


отчет по окончании работ (на ближайшую перспективу, по крайней мере)
Итак, приведена в рабочее состояние схема автостопа (лит С2 на плате автостопа ЛПМ портил все), больше ничего трогать не понадобилось - все работает "как по прописям".
Со звуком пришлось-таки ловить "сушки", но оказалось их там всего-то по паре проходных, один опорный и один в питании УВ, замена в одном канале привела все в чувство и он пошел!
Голову поставил 3Д.24.081.
"Из подробностей пикантных": при замене головы выявилось возможность настройки блока голов по высоте и еще для УГ - по "кивку" :shock: - немногие кассетники могут этим похвастаться

Изображение
Изображение

Что можно сказать?
С нормально головой аппарат очень уверенно читает, ровненько оба канала тащит до линейного выхода, на "зажатость" звука сетовать не приходится.
Одним словом, если не в ряд с Вилками для повседневной работы, то уж для души на выходной - будет работать, мало чем уступает!
Разве что довольно прилично греется, но при +35 за бортом и стевом двигле, приличном токе стаба и УМ....

Надо отдать должное - при первом знакомстве схема привела в состояние удивления, чем дальше, тем больше - как оно вообще могло работать - УВ всего на двух каскадах, потом на шумодав-усилитель и - линейный выход!
Ничего лишнего, просто, вменяемо, даже несколько разочаровывающе примитивно.
Но уже раздельные тракты УВ и УЗ, соединяющиеся ключами на полевиках с головой при воспроизведении или записи, а не как было тогда обычным - один тракт, "переворачивающийся в зависимости от режима, так что повозиться с настройками для получения звука собственной записи тоже имеется потенциал.
Конструктив очень ремонтопригоден, все на разъемах, легко подлезть ко всему, кроме стабилизатора БП - из-за него и пришлось раскидать весь аппарат по блокам, но это и к лучшему - все мелочи подобрал.
Задно еще немного пофоткал по узлам:
блок УЗВ с шумодавами, и предвара-регуляторов с индикаторами
Изображение
ЛПМ в сборе
Изображение
Изображение
усилитель мощности
Изображение

Добавлено: 12 июл 2011 08:01
Guest100
А мощник-то работает?

Добавлено: 12 июл 2011 08:13
Valery_C
Сделано все по-военному качественно. Приятно в руки взять.

Добавлено: 12 июл 2011 17:25
Blind
Guest100 писал(а):А мощник-то работает?
Да, и нормально, равномерно теплые оба плеча радиатора, звук ... что можно оценить с полудохлым предваром - он есть и только.
Из переменниов предвара "шуршунчика" ВД-шкой на скорую руку изгнать не удалось, надо или полностью разбирать и восстанавливать, что только возможно (и не факт успеха в финале) или замену искать - тогда можно будет что-то окончательно сказать.
Поэтому только до линейного тракт и "вылизал".
Valery_C писал(а):Сделано все по-военному качественно. Приятно в руки взять.
Теперь, после ТО/ТУ и оживления - да.
Отполирую или заменю правый индикатор - будет что предъявить в итоге, отмытый, "в черном" - смотрится очень солидно, хотя рядом много других темных аппаратов - взгляд останавливается на нем (поверенно уже на посторонних...).

Re: "Рута-201" - волк в овечьей шкуре или "наслед

Добавлено: 10 июн 2015 12:32
Misha2000
продолжу по руте 201
все же наверное были и 201 с двумя маховиками
восстанавливаю сей аппарат и вот два маховика
аппарат точно не ковыряли перебирать пришлось полностью
и даже не паянный
удивительно что даже унч работает (не паленый)Изображение

Re: "Рута-201" - волк в овечьей шкуре или "наслед

Добавлено: 10 июн 2015 17:07
figma
Blind

Великолепный обзор, "в лучших традициях", так сказать...
А вот здесь почему-то пригрезился батарейный отсек :


Изображение


"музыкой навеяло"... а про индикаторы вообще не помню, какого типа они были, хотя был у товарища и продавался в нашем сельпо.

Re: "Рута-201" - волк в овечьей шкуре или "наслед

Добавлено: 11 июн 2015 03:34
Misha2000
это не батарейный отсек
это конденсаторы фильтрации УНЧ
они в пластиковом боксе

Re: "Рута-201" - волк в овечьей шкуре или "наслед

Добавлено: 11 июн 2015 03:47
Misha2000
я увидел пока только
две серьезные проблемы:
это кнопочная станция режимов работы ЛПМ - наши родные П2К.....
и такие же "известные" ползунковые резисторы....
а так - в принципе довольно продуманная конструкция
и не плохого качества платы

Re: "Рута-201" - волк в овечьей шкуре или "наслед

Добавлено: 11 июн 2015 05:46
figma
Misha2000

Да нет же... по-любому батарейки.
373-е :;:;?!

Re: "Рута-201" - волк в овечьей шкуре или "наслед

Добавлено: 12 июн 2015 14:52
С. Михалыч
SergPhil писал(а):Чёрный, красивый. Умели делать. Наверно, минут 5 разглядываю фотку.
А на яву ваще шикарно смотрится... :yes: в 82м знакомой тогда покупали (с колонками) именно такой как на фото Хрисанова Да и три мотора на то время... высший пилотаж! :-)